Библейский Иерусалим: Церковь святого Марка-евангелиста


Это «вторая» Горница Тайной Вечери в Иерусалиме, однако сирийские христиане-якобиты считают ее «первой». И для этого у них, конечно же, имеется ряд «неопровержимых доводов».

Начнем с «первоисточника» - Евангелия от Марка. В нем описан казалось бы малозначимый для верующих эпизод, в котором «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.» (Мк. 14:51.52). Произошло это, как вы понимаете, во время ареста Учителя, но три других Евангелия об этом не говорят. Почему?

Ответ напрашивается сам собой: этим юношей был сам будущий евангелист св. Марк! Только в то время его звали не Марк, а Иоанн (Йоханан по-еврейски). Марком он назвался уже в Риме, где и написал святое Евангелие.

Каким образом юноша Марк попал в Гефсиманский сад?
Давайте вслед за христианами-якобитами разберемся в этом коротком отрывке из Евангелия. И для этого нам лучше всего пройти к церкви св.Марка, что находится на границе Армянского и Еврейского кварталов Старого города.

Библейский Иерусалим: церковь святого Марка

Вход в церковь св. Марка

Попасть в церковь непросто. Небольшая община православных христиан, предки которых были родом из Сирии, живет в окрестном квартале и не очень-то охотно пускает внутрь церкви праздных туристов. Как правило, двери церкви открыты только в определенные часы, во время службы, которую проводит местный патриарх. Но в доме, прилегающем к церковному дворику, живет женщина-сирийка, которая, если хорошо попросить, за небольшую плату впускает в церковь посетителей, и показывает несколько главных реликвий, сохранившихся на ее территории.

На стене церкви - древняя надпись на арамейском языке, из которой следует, что здание это принадлежало некой Мирьям (Марии), матери Марка: “Это дом Марии, матери Иоанна, называемого Марком. Объявлен святыми апостолами церковью в честь Девы Марии Богородицы после вознесения на небо Господа Иисуса Христа. Восстановлен после разрушения Иерусалима Титом в 73 году”.



Библейский Иерусалим: церковь святого Марка

Табличка с надписью

Смело придумано! Если учесть, что весь Иерусалим в это время лежал в развалинах, дожидаясь прихода Адриана еще несколько десятилетий, чтобы окончательно утратить свой первоначальный облик, то…
Но оставим в стороне исторические «погрешности», скрытые и явные, и вернемся к евангелисту Марку.

Монахи-якобиты (как еще иначе называют общину православных сирийцев) считают себя первыми, кто построил здание христовой церкви в Иерусалиме. И в помещении этой церкви, если спуститься вниз по ступеням, вам покажут «настоящую» Горницу Тайной Вечери, а не ту, что посещают миллионы туристов на Сионской горе.

Почему же «комната второго этажа» - Coenaculum находится на втором этаже, только снизу? Ответ простой: город вырос вверх за два тысячелетия, и то, что сегодня снизу, раньше было наверху.
Что ж, примем этот аргумент и рассмотрим остальные.

Если верить арамейской табличке и утверждениям монахов, то святой Марк, сын Марии, находился в этом же доме во время Пасхальной Трапезы. И очень возможно, что любопытный юноша, прислонив ухо к стене или двери, слышал все, что происходило внутри Горницы. А когда Иисус с учениками покинули дом, он набросил на себя одеяло и последовал за ними. Вполне логично!

Еще один аргумент в пользу этого места описан в «Деяниях апостолов» (12: 11,12). Здесь этот дом и упоминается впервые: «Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились».

Я уже писал о том, что апостолы, избрав своим местом встреч Горницу Тайной Вечери, не раз собирались там после Распятия и Воскресения Иисуса.

И тогда все сходится: это и есть настоящая Горница Тайной Вечери! Кроме одного: камень с надписью мог появиться на этом месте много позже, скорее всего в 6-веке в связи с приходом в эти места сирийского епископа Якова Барадея, основателя братства якобитов. А может быть и того позже, если судить по его внешнему виду. Слишком уж хорошо сохранился, и надпись видна отчетливо. А что до арамейского языка, то члены общины проводят и сегодня службу в церкви по-арамейски.

Но самый главный сюрприз ждет вас на южной стене церкви, укрытый от посторонних глаз небольшой занавеской. Это древняя икона Богородицы с Сыном, приписываемая кисти самого святого Луки-евангелиста.


Библейский Иерусалим: церковь святого Марка

Икона Богородицы с Иисусом, приписываемая кисти св.Луки

Обратите внимание на лики Иисуса и Марии – это не традиционные изображения, которые мы привыкли видеть на иконах: Мария выглядит усталой и грустной, а самому «младенцу» Иисусу на иконе не менее 30 лет!
Предание гласит, что святой Лука пришел из сирийского города Антиохии в Иерусалим, чтобы познать мудрость иудейского учения. Он и сам был достаточно образованным человеком своего времени. Но вместо этого он попадает на события Страстной Недели, видит воочию Деву Марию, видит Иисуса, проповедующего в Храме, а потом идущего с Крестом на Голгофу. И по памяти восстанавливает образы Иисуса и Богоматери на этой иконе.
Так что готовьтесь увидеть в храме одну из самых древних икон на Земле, датируемую 1-м веком нашей эры! Если, конечно, верить в то, что она подлинная и чудотворная. А если не верить – все равно интересно, икона-то действительно очень старая.

И еще одно событие связано с этой церковью, на этот раз современное.
В середине прошлого века в руки якобитов попала часть Кумранских рукописей. Незадачливый патриарх продал их кому-то в Америке почти за бесценок. Ну что поделать, не понимал человек, чем он владеет. Сделай он это в наши дни - стал бы миллионером, а на месте старой церкви мог бы стоять роскошный храм!