Дева Мария, мать Иисуса: от Рождества до Введения во Храм


Древняя традиция связывает место Рождества Богородицы с северо-восточной частью Старого Иерусалима, а именно, с местом, где находятся остатки бассейна Вифезда.
По подсчетам библеистов, Дева Мария родилась примерно в 25 году до н.э. В то время в Иерусалиме еще не было третьей стены, поэтому дом, в котором Она родилась, находился за пределами городской черты (см п.8 на рисунке).

jer-maket


    1 - Горница Тайной Вечери и мавзолей царя Давида
    2 - дом первосвященника Кайафы, где Иисуса осудил Синедрион и где Петр трижды отрекся от Него
    3 - овраг Гей-Энном ("Геенна Огненная")
    4 - Кидронский овраг, по которому шел Иисус с Апостолами
    5 - "ворота Хульды" и храмовые лестницы, по которым Он и Апостолы входили в Храм
    6 - Гефсиманский сад, где Иисус молился перед арестом
    7 - "Золотые" ворота Храма, через которые Он торжественно въехал в Иерусалим
    8 - "Овечья купель" и место Рождества Богородицы
    9 - крепость Антония, где мог проходить суд Пилата (1-я версия)
    10 - Хасмонейский дворец, куда Иисуса привели на допрос к тетрарху Ироду Антипе
    11 - Голгофа, место распятия и "положения во гроб"
    12 - дворец Ирода Великого где мог проходить суд Пилата (2-я версия)
    13 - Силоамская купель, где Иисус исцелил слепого
    14 - Акелдама - "земля крови" ("поле горшечника") - место, где окончил свои дни предатель Иуда
    15 - Елеонская гора - место Вознесения Иисуса Христа
    16 - Иерусалимский Храм

С 37-го по 4-й годы до н.э. Иудеей правил царь Ирод Великий. В начале правления его резиденция находилась в старом Хасмонейском дворце (п.10), расположенном в долине Тиропейон (долина "сыроваров") к западу от Иерусалимского Храма (п.16). Позже он построил себе роскошный дворец на вершине западного холма (п.12).
К северу от Храма, на месте старой крепости Барис, Ирод строит укрепленный форт - крепость Антонию (п.9), названную так в честь его римского покровителя Марка Антония.
К востоку от Антонии, вдоль ручья Вифезды, находились два искусственных водоема: "Овечьи пруды" и "Биркат Исраэль" (п.8), рядом с которыми, за пределами городских стен возник небольшой поселок. Упоминание о нем можно найти в "Медном свитке" - одной из самых знаменитых и загадочных находок в числе рукописей Мертвого моря.


bethezda

Реконструкция византийской церкви св.Анны над бассейном Вифезды


bethezda1

Археологические раскопки бассена Вифезда на территории монастыря св. Анны

anna

Церковь св. Анны в Иерусалиме - одна из прекрасно сохранившихся памятников архитектуры крестоносцев (12 век)

Библеисты полагают, что именно здесь проживала пожилая чета родителей Девы Марии: ее мать, святая Анна и отец, святой Иоаким. Иоаким был зажиточным человеком, владельцем большого стада овец. Считается, что он происходил из царской династии Давида, в то время как родословная Анны берет начало от первосвященника Аарона. Ее младшая сестра Елисавета проживала со своим мужем, храмовым священником Захарией, в местечке Эйн-Карем на западе от Иерусалима. Обе четы были бесплодны.
Несчастный Иоаким постоянно подвергался насмешкам со стороны соседей и горожан. Особенно обидным был наложенный на него запрет приносить жертвы Всевышнему в Иерусалимском Храме. "Нельзя тебе приносить дары, ибо ты не создал потомства Израилю", - говорили ему жрецы. Окончательно утратив веру, Иоаким оставляет свою жену Анну и уходит из дома в пустыню, где постится сорок дней.

vfdikelt

Монастырь Георгия Хозевита в ущелье ("вади") Кельт, где, по преданию, постился св. Иоаким


"Протоевангелие от Иакова" рассказывает, что во время его отсутствия Анна получает благую весть от ангела, который обещал ей, что она, наконец сможет забеременеть и родить ребенка. Анна дает обет, что народившийся младенец будет посвящен Богу.
Вернувшийся со своими стадами Иоаким услышал эту весть от Анны и "в тот день обрел покой в своем доме". Народившигося младенца, Марию, в возрасте трех лет отдают на воспитание в Иерусалимский Храм. Это событие вызывало некоторый скепсис у ученых, пока не было подтверждено*, что в традициях Иерусалимского Храма действительно существовал обычай брать на воспитание девочек, которых родители посвящали служению Богу.
_____________________________________
* Известный ученый-евангелист, о.Баргил Пикснер (1921-2002) приводит в качестве доказательства свидетельство израильского историка, профессора Еврейского университета в Иерусалиме Шмуэля Сафраи (1919-2003).

Подтверждение факту участия девушек в жизни Иерусалимского Храма мы находим в Талмуде, во второй его части, которая называется Мишна (Шкалим 8. 5-6):
"Завеса Храма была толщиной с ладонь. Она была соткана из 72 гладких полос, каждая из которых состояла из 24 строк. Длина ее составляла 40 локтей, а ширина - 20 локтей. Восемьдесят две девственницы плели ее. Каждый год они сплетали по две завесы, и три сотни священников требовалось, чтобы нести их к бассейну".
В Вавилонском Талмуде (Ктубот, 106а) также говорится о "хлебах предложения", которые пекли девушки, а также о благовониях, которые они приготовляли к храмовой службе.

tintoretto

Тинторетто, Джаколо.
Введение во Храм (фрагмент)

Дева Мария проводит в Храме все свое детство. С наступлением зрелости, то есть к 12 годам по иудейскому закону, Она возвращается в родительский дом.
Христианская традиция трактует "Введение во Храм" как чудо в истории Второго Иерусалимского Храма, в Святая Святых которого уже не было главной святыни иудеев - Ковчега Завета.
По закону, данному сынам Израиля во времена Моисея, в помещение Святая Святых, где находился Ковчег Завета, запрещено было входить кому-либо, кроме первосвященника. В Ковчеге находились каменные скрижали с начертанными на них десятью главными Заповедями. Только в Судный День первосвященник входил туда, воскурив благовония и прося о Всевышнего прощении грехов народу Израиля.
Но Ковчег Завета таинственно исчезает из Храма незадолго до его разрушения вавилонянами в 586 году до н.э. Во втором Иерусалимском Храме, построенном по возвращению иудеев из вавилонского плена, Святая Святых было пустым помещением. Ковчега в нем уже не было, но обычай не входить в туда никому, кроме первосвященника, сохранился на века.
Поскольку Дева Мария с легкостью входит в Святая Святых, то, по мнению христианских богословов, Она и есть "живое воплощение" Ковчега, несущее в Себе будущий Новый Завет Всевышнего с христианской Церковью.