Библейский Иерусалим: Гефсиманский Сад


Все четыре Евангелия упоминают это место.
Св. Лука называет его «горой Елеонской», не уточняя, где именно оно расположено: «И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.» (Лк. 22:39)
Евангелисты св.Матфей и св.Марк дают точное название селения – Гефсимания: «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там». (Мф. 26:36)
«Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.» (Мк. 14:32), а св. Иоанн пишет, что там был расположен сад: «Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его.» (Ин. 18:1)

Странно, однако, что св. Елена, что называется, «прошла мимо» него, и право на идентификацию этого места принадлежит св. Иерониму. В 4-5 вв. византийцы строят здесь первые церкви. Остатки византийского мозаичного пола и сегодня можно увидеть под стеклом в Церкви Всех Наций, что примыкает к огороженной территории Гефсиманского сада.

Вторая церковь находится через дорогу – это так называемый «Гефсиманский грот». Вырубленная в скале древняя погребальная пещера, с сохранившимися остатками водной цистерны, использовалась во времена Иисуса для давления вина и оливкового масла. Отсюда и название «Гефсимания», на иврите «гат шеманим» - маслодавильня. Не удивляйтесь такому искажению названия, оно повсеместно присутствует в переводах библейских текстов на греческий, а потом и на другие языки.

Эта пещера была хорошо известна Иуде: «Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими.» (Ин. 18:2). В ней же спали ученики, пока Иисус трижды шел молиться. Так что место это вполне заслуженно вошло в христианскую традицию и охотно посещается туристами. Правда, им порой не удается внимательно рассмотреть внутреннюю часть грота, где всегда полно народу. А когда проходит служба, то служка-монах попросту закрывает входную дверь. Но если дождаться свободного часа, то внутри пещеры на потолке можно увидеть следы пребывания здесь рыцарей-крестоносцев – сохранившиеся остатки древних фресок.

Библейский Иерусалим: Гефсиманский Сад

Вход в «Гефсиманский грот».

Библейский Иерусалим: Гефсиманский Сад

Служба в «Гефсиманском гроте». Справа на потолке видны остатки древних фресок.

Над входом в грот – характерный крест, который ни с чем не спутать. И сразу становится понятным, что место это принадлежит все тем же францисканцам. И хозяйничают они тут, ни много, ни мало, с конца 14-го века! Поэтому, простим им довольно строгий порядок посещения церкви и вернемся к Гефсиманскому саду.

Бытует мнение, что древние оливы в этом саду - ровесники самого Иисуса. И многие наши гиды, то ли в угоду праздным туристам, то ли просто по незнанию охотно подтверждают это. Но будем честны и откровенны: биологи эту версию не приемлют, и в серьезных путеводителях по Иерусалиму вы можете прочесть, что возраст самых древних олив не превышает 400 лет!
Более того, сами францисканцы, владельцы этих мест, признают, что расхожая легенда не имеет серьезного научного обоснования ( http://198.62.75.1/www1/ofm/san/GET04gar.html ).
Конечно, туристов и паломников весьма вдохновляет идея увидеть здесь деревья, бывшие свидетелями предательства Иуды и ареста Иисуса. Но гораздо более важно в этом месте сосредоточиться и представить себе, как развивались события этой трагической ночи.

Библейский Иерусалим: Гефсиманский Сад

Древние оливы в Гефсимансокм саду.

Христианская традиция связывает Гефсиманский сад со знаменитым поцелуем Иуды: «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.» (Мф. 26:48,49).

С тех пор имя Иуды стало олицетворять собой предательство, злодейство, черную душу человека, продавшего за «тридцать серебрянников» своего Учителя. Но только теперь, через два тысячелетия человечество стало задаваться простым вопросом: «А как же такое случилось, что Иисус не разлядел в нем черную душу предателя?». Ведь тысячи людей слушали проповеди Христа, сотни шли за Ним, но из всех их Он выбирает всего лишь 11 учеников. И среди них – Иуда Искариот (правильное произношение этого имени – «иш крайот», человек из пригородов)!

В нашем мире ничего «случайного» не происходит. Спрятанные 19 столетий назад в пещерах Мертвого моря кумранские свитки стали важнейшей исторической находкой 20 века. И во многом изменили наши знания о раннем христианстве.
Так же и найденное в 1978 году в Египте «Евангелие от Иуды» в корне меняет наши представления о роли этого человека в истории Иисуса Христа. Скорее всего, что Иуда попросту выполнил поручение своего Учителя: привести в Гефсиманию стражников, чтобы арест Иисуса прошел без лишних жертв и кровопролития.
Тайный замысел Учителя не совсем удался, и кровь все же пролилась на этом месте: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.» (Ин. 18:10).

В Гефсиманском саду у вас может возникнуть и вопрос о том, откуда у Петра взялся меч, когда носить оружие иудеям, а тем более галилеянам, было строжайше запрещено римскими законами?
И такими ли уж «мирными овцами» были будущие апостолы, тогдашние ученики Иисуса?

Поднимите голову и посмотрите вверх! Над Гефсиманским садом ослепительным золотом горят купола русской православной церкви Святой Равноапостольной Марии Магдалины.

Библейский Иерусалим: Гефсиманский Сад

Купола церкви св. Марии Магдалины

Но ни в «Деяниях Апостолов», ни в их «Посланиях» ни слова не сказано об этой женщине и ее роли в становлении Его Церкви! Разве что в «Послании к Римлянам» св. Павел упоминает некую женщину по имени Мариам (еврейское имя Мирьям – аналог имени Мария) , четвертую по счету (!) в списке упомянутых им подвижников Церкви (Рим. 16:6).
Создается впечатление, что кто-то пытался старательно стереть ее имя из истории христианской Церкви. И приписать ей образ «раскаявшейся грешницы», блудницы с сомнительным прошлым.

Пройдем немного вверх по дороге, ведущей из Гефсимании к вершине Елеонской горы. Слева – вход на территорию монастыря и церкви св. Марии Магдалины. Там тоже находится грот, который православная традиция связывает с местонахождением апостолов Петра, Иакова и Иоанна во время молитвы Иисуса перед арестом. Это еще одна из пещер на склонах Елеонской горы, и никто не знает достоверно, где именно во время молитвы о Чаше крепко спали Его нерадивые ученики, о чем сам Иисус говорит с нескрываемой горечью: «И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (Мф. 26:40).

По преданию Мария Магдалина явилась к императору Тиберию и поведала ему о Распятии и Воскресении Иисуса. Она принесла ему красное яйцо и произнесла слова, которые ежегодно повторяют все православные христиане мира: "Христос воскрес!".

Библейский Иерусалим: Гефсиманский Сад

Картина русского художника С.Иванова «Мария Магдалина протягивает императору Тиберию пасхальное яйцо»
в церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании.

В самой церкви вы моментально почувствуете разницу в отношении к Марии Магдалине со стороны православной и католической традиций. Здесь все исполненно благоговейным почтением к великой ученице Христа, но каким же забвением всех ее заслуг веет от двенадцати каменных исполинов на крыше собора Сан-Пьетро в Ватикане!

Не то ли произошло и с Иудой? И не был ли он сознательно оклеветан учениками, постоянно оспаривавших между собой право сидеть рядом с Учителем, и завидовавших ему?
Клеймо предателя окончательно закрепилось за этим человеком после того, как во втором веке монах-аскет по имени Ириней из города Лиона искореняет из молодой христианской религии все «ереси», и расставляет все точки над «i», которые будут стоять над христианскими догмами еще восемнадцать столетий.
Ириней был учеником некоего Поликарпа, а тот, в свою очередь, «в живую» общался с самим апостолом Иоанном! Иоанн же смолоду рвался быть «одесную» Учителя, и, конечно же, мог очернить своего соперника Иуду даже по прошествию многих лет со времени тех трагических событий…

Единственная из всех, кого не затронули внутриапостольские разборки и борьба за Святой Престол – это Мария, мать Иисуса. Ее авторитет был непререкаем, что не помешало, однако, святому Фоме опоздать на похороны Богородицы.
Бедный Томас! Ему не довелось проститься с телом Усопшей. Когда он прибыл в Гефсиманию, Святая Дева уже три дня как покинула ее, и незадачливый апостол наблюдал лишь пустую гробницу.
Ее можем увидеть и мы с вами, если спустимся в пещерную церковь Успения Богородицы. Проходя по лестнице, не забудьте остановиться возле ниши справа – там по преданию похоронены родители Марии, св. Анна и св.Иоаким!

Библейский Иерусалим: Гефсиманский Сад

Пещерная церковь Успения Богородицы в Гефсимании


Библейский Иерусалим: Гефсиманский Сад

Каменная плита под стеклом - это и есть «гроб Девы Марии»

А в дальнем углу крипты на полу - плита с надписью о том, что здесь же похоронена королева Мелисанда, та самая, которая повелела пещеру с «гробом Марии» расширить и своды укрепить каменной кладкой. И мы с вами сечас находимся в настоящей подземной церкви 12-го века, к счастью, почти не пострадавшей от войн и землетрясений – уникальном образец средневекового зодчества на Святой Земле.

Библейский Иерусалим: Гефсиманский Сад

Вид на Базилику Агонии

Выйдя из гробницы, перейдем дорогу и пройдем вдоль автотрассы в сторону Базилики Агонии (Церкви Всех Наций). Наше путешествие будет неполным, если мы оставим без внимание это замечательное творение великого Антонио Барлуцци – итальянского монаха-архитектора, построившего и отреставрировавшего в первой половине 20-го века множество церквей и храмов на территории бывшей Палестины. Отсюда прекрасно виден фасад постройки с мозаикой художника Джулио Баргеллини. Желающим более подробно ознакомиться с архитектурными особенностями церкви, а также и с другими работами архитектора А. Барлуцци я бы посоветовал статью С.Вольфсона http://www.sergwolfson.co.il/articles/24.htm

Напротив Гефсимании мощной громадой нависают над Кидронским оврагом стены Храмовой горы. Когда-то в этот овраг сбрасывали с кручи несчастное животное – «козла отпущения», которому сильно не повезло в жеребьевке. Его близнец и собрат, такой же козел, как и он, «выигрывал» в лотерее более достойную участь: быть заколотым на жертвеннике. А этот, несчастный, обезумевший от страха, подгоняемый левитом, мчался по днищу оврага навстречу Азазелу – дикому духу пустыни, повелителю лис, волков и шакалов. С тех пор у нас так и говорят: «Лех ле азазел!», что на иврите означает: «Иди к черту!»

Библейский Иерусалим: Гефсиманский Сад

Восточная стена и "Врата Милосердия". Когда-то здесь находились ворота, ведущие к Иерусалимскому Храму. Именно через них и должен был пройти Мессия. А в Судный День из этих ворот в долину Кидрона выводили несчастного "козла отпущения"


Но вот что любопытно: в ту ночь над оврагом взошла полная луна, и осветила все тропы и дороги. Так почему же «Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием»? (Ин. 18:2).
Вряд ли римские воины и «служители от первосвященников» могли идти вместе. Храмовая стража оружия не имела. Все их «вооружение» состояло из палок и дубинок. Мечи были только у легионеров, и прийти они могли только с северной части храмовой горы, оттуда, где в крепости Антония размещался римский гарнизон.
Храмовая стража должна была идти по другой дороге. Если предположить, что фонари и светильники были необходимы обоим отрядам, чтобы согласованно спуститься в Гефсиманию и арестовать Иисуса, то возникает новый вопрос: а кто же тогда настрочил донос на Иисуса римлянам?
И какой дорогой повели Его на допрос к первосвященнику?
Шли они через тот же овраг, чтобы не привлекать внимания жителей города к аресту?
Или же процессия, в которой и так было «множество народа с мечами и кольями» (Мк. 14:43) двинулась по центральным улицам спящего Иерусалима?