Библейский Иерусалим: Путь Пленения


Большинство христиан, приезжая в Иерусалим, в первую очередь посещают Крестный Путь, известный как Via Dolorosa – Путь, по которому шел на Голгофу Иисус Христос. Но мало кто знает, что есть еще один Путь, названнный Via Captivitatis - Путь Пленения.

Вот о чем повествуют Евангелия:

«А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины» (Мф. 26:57).

«И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники» (Мк. 14:53)

«Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали» (Лк. 22:54).

Св. Иоанн, апостол и евангелист, знал то, о чем не знали остальные: первым допрашивал Иисуса тесть Каиафы, бывший первосвященник Анна, по- еврейски Ханан, или Анан: «и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником.» (Ин. 18:24).

Ханан, также как и Каиафа – реальная историческая личность. Он пользовался большим авторитетом в Иерусалиме и в Синедрионе, который в то время возглавлял его зять Каиафа. Именно к нему и приводят Иисуса из Гефсиманского сада. Допрос длится недолго. Рассерженный ответами Иисуса, Ханан оправляет Его к Каиафе.

Но Евангелия ничего не говорят о месте, где происходил первый допрос, где находились дома, в которых жили первосвященник Каиафа и его тесть Ханан? И каким путем стража вела связанного Иисуса на допрос?

Мы уже знаем, что в Гефсиманском саду, где Иисус был взят под стражу, собралось «множество народа с мечами и кольями» и вся эта процессия двинулась в сторону города.

В то время из Кедронского оврага попасть в Иерусалим можно было тремя путями:

  1. через храмовые ворота, куда Иисус неделю назад торжественно въехал на белом ослике,
  2. через «Мусорные», или «Гнойные» ворота, использовавшиеся для вывоза городских отходов
  3. и через «ворота Ессеев», наиболее отдаленные от места событий.

Каждый из этих путей вполне вероятен, и в каждом случае можно найти свои «за» и «против».

Проход через территорию Храма был наименее вероятен. В канун Песаха (Пасхи) в Храме шли серьезные приготовления и, скорее всего, что на его территорию вход был попросту закрыт.

Если следовать вторым путем, то процессии пришлось бы пройти по городским улицам, что, скорее всего тоже было нежелательно. В городе оставалось немало приверженцев учения Иисуса, и могли возникнуть спонтанные беспорядки.

Профессор Н.К.Макавейский (1864-1919), исследовавший топографию евангельского Иерусалима и его окрестностей, писал: «… гораздо вероятнее, что, заботясь о сокращении времени, она [стража] обошла и южную часть города и вошла в него только у юго-западного угла, где были тогда ворота Ессеев. Такой путь тем естественнее предположить, что именно здесь, как раз у ворот, в юго-западной части города, были расположены и жилища обоих первосвященников.» (Археология страданий Господа Иисуса Христа. Киев 2003 г.).

Кроме того, обратим внимание на тот факт, что у воинов и храмовой стражи были «фонари и светильники», хотя в ночь перед Пасхой на небе светила полная луна. Значит, кто-то позаботился и о том, что придется идти вдоль каменистых склонов оврага, и факелы тут могли оказаться совсем не лишними.

Таким образом, Путь Пленения шел, скорее всего, из Гефсиманского сада влево, через Кедронский овраг к юго-восточному углу нынешней городской стены, и далее вниз, к месту, где во времена Иисуса находилась «Силоамская купель» - большой водосборный бассейн, превращенный во времена Ирода в городскую купальню.

Этот Путь можно хорошо проследить на модели Иерусалима, реконструкцию которой мы сделали на основе макета в музее Башни Давида.

Макет иродианского Иерусалима . Красным цветом показан Путь Пленения - Via Captivitatis.

Свернув вправо в самой южной точке древнего города, в том месте, где с востока на запад простирается овраг Гей-Енном, процессия проследовала далее к «воротам Ессеев», а оттуда вверх по лестнице – к дому Ханана.

Стражники ведут связанного Иисуса по лестнице (барельеф во дворе церкви св. Петра)

И плыла а в ту ночь над Кидронским оврагом освещенная полной луной величественная громада Храма Иерусалимского, и мерцающие отблески факелов, с которыми совершали свой ночной обход храмовые служки-левиты, отражались в полированных голубого мрамора стенах.
И вдоль стен, что справа, спали, погруженные в ночной полумрак и древний дворец царей иудейских, и новый, выстроенный Еленой, царицей адиабенской, и внушительных размеров каменные дамбы, подпиравшие городские стены , что держали на себе всю толщу силоамских вод. И лишь зловонные мусорные холмы на дне оврага Гееномского, по краям которых, скуля и переругиваясь, рылись бродячие псы, шакалы и лисы, тлели слабыми огоньками догорающей серы.
Таким был Путь Пленения, начало Его Крестных мук …

Возможно, что при написании своей книги, профессор Макавейский уже знал о существовании археологических находок на территории монастыря св. Петра в «Галликанту». Главной из них считается древняя лестница, соединявшая Верхний город с Нижним, построенная, скорее всего, во 2-м или 1-м веке до н.э.. Именно эту лестницу христианская традиция связывает с дорогой, которой Иисус и апостолы шли в Гефсиманский сад, и по которой стражники привели Его на допрос к первосвященнику.

Остатки древней лестницы на территории монастыря св. Петра

А слева от нее, если стать у основания лестницы, под церковью св. Петра – остатки подземелий богатого иерусалимского дома или даже дворца.

Археологические раскопки на территории монастыря св. Петра

 

Среди раскопок на территории монастыря обращает на себя внимание довольно большая водная цистерна, что служит доказательством того, что на этом месте находился дом или даже дворец с большим количеством обитателей.

Нужно сказать, что во времена Ирода под городскими улицами простирались огромные водные резервуары, в которых накапливались дождевые осадки и вода, поступавшая из подземного источника, известного под названием Гихон.

Из этих резервуаров вода поступала в более мелкие, которые имелись во многих богатых домах. Остатки подземной водной системы древнего Иерусалима можно увидеть и в наши дни, если спуститься в «Туннель Хасмонеев» или же в музей монастыря «сестер Сиона».

Вход в пещеру, позади которой находится большой резервуар – цистерна для хранения воды.

Вторым важным аргументом, свидетельствующим в пользу гипотезы о нахождении здесь дома-дворца, являются многочисленные подвальные помещения – погреба для хранения продуктов. Они находятся внутри самой церкви, и их размеры также весьма впечатляют: это настоящие подземные галлереи!

Древние подземные погреба в церкви монастыря св. Петра

Но одним из наиболее важным доказательств служит наличие здесь подземной камеры, которая вполне могла использоваться как карцер или даже тюрьма. Это довольно большой каменный «мешок» с круглым отверстием в потолке.

Тюрьма также считается одной из главных археологических находок монахов-ассумпционистов, которые приобрели эту территорию в конце 19-го века. К своей великой радости, в ходе раскопок они обнаружили на территории монастыря остатки византийских построек 5 века и церкви крестноносцев 12 века, что и убедило их в том, что место это издавна почиталось как святое.

Один из трех крестов, обнаруженных на стенках вертикального отверстия в потолке над тюремной камерой.

Что ж, картина вырисовывается весьма логично: на этом месте во времена Иисуса находился дворец, и в нем имелась тюрьма. Мог ли любой богатый житель Иерусалима содержать в своем доме тюрьму или же это являлось прерогативой «власть имущих»? Будем придерживаться второй версии. Тюрьма в обычном доме – это самосуд, произвол, что противоречило законам, по которым жили иудеи в то время. А вот первосвященник и его «правая рука» - начальник храмовой стражи вполне имели права и власть бросать провинившихся в темницу.

И не та ли это тюрьма, в которой Иисус провел остаток ночи, дожидаясь решения «малого» Синедриона?

Во всяком случае именно так ее и позиционируют ассумпционисты, которые установили на дне карцера молитвенник, а у входа – стол для зажигания свечей и скульптуру заключенного в тюрьму Иисуса со связанными руками.

Скульптура Божественного Узника перед входом в «тюрьму Иисуса»

Известный православный священник и ученый, иеромонах Иов (Гумеров) также связывает это место с домом Каиафы: «Анна отправил связанного Иисуса к своему зятю, первосвященнику Каиафе, дворец которого находился в 200–230 шагах от его дома. Сейчас неподалеку стоит католический храм San-Pietro in Gallicantu» .

Нужно заметить, что, кроме ассумпционистов, на место «дома Каиафы» претендуют и Апостольская армянская церковь. И оба места украшает флюгеры в виде петушка. Помните, что сказал Иисус Петру во время Тайной Вечери, когда тот клялся Учителю, что ни за что не отречется от Него: «И истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мк. 14:29, 30).

 

Петушки на куполах колокольни аббатства Дормицион и церкви св. Петра в «Галликанту» как бы перекликаются по утрам, пытаясь разрешить полуторавековой спор между монахами.

Туристу, впервые попавшему в эти места, трудно разобраться в сложной топографии Иерусалима, тем более, что того города, по которому Иисуса вели на допрос к Ханану и Каиафе уже почти два тысячелетия не существует. Поэтому и та, и другая сторона имеют «неопровержимые» доказательства своей правоты. А чью сторону принять – это уже вопрос веры и любая археология тут бессильна.

.