Про Азазела, "козла отпущения" и красные нити в Старом городе


Говоря о "козле отпущения", все привыкли цитировать известный отрывок из книги Левит (16:7,8): "И возьмет [Аарон] двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения…".

 В оригинале Торы (Ваикра 16:7-9) этот же текст звучит иначе: "И возьмет [Аарон] двух козлов, и поставит их пред Господа у входа шатра соборного. И положит Аарон на обоих козлов жребий: жребий один для Господа, другой - к Азазелу...".

 Про Азазела, козла отпущения и красные нити в Старом городе

 Кто такой Азазел, наверняка знал только М.А Булгаков, написавший о нем известные строки: "Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца".

 В древней иудейской традиции Азазел - это некий дух или местность, где этот дух обитал. Местность, скорее всего, пустынная. Поэтому живший в 19-м веке британский живописец Холман Хант изобразил несчастного козла, застрявшего копытами в грязях Мертвого моря. "Отпущенный" на свободу, он уносил все грехи народа Израиля, чтобы передать эти грехи Азазелу, их "законному владельцу".

 Про Азазела, козла отпущения и красные нити в Старом городе

 К рогам козла привязаны красные шерстяные нити. Такие же нити держат в руках левиты по обе стороны первосвященника на верхней иллюстрации. Левиты ждут, на роги какого из двух козлов придется вязать шерстяной пучок. Если Всевышний простит народу Израиля его грехи, нити должны побелеть. Если не простит - так и останутся красными.

 Интересно, что пучки красных шерстяных нитей вы можете увидеть и на подходах к Стене Плача. За символическую плату можно брать сколько хочешь.

 Про Азазела, козла отпущения и красные нити в Старом городе

 Народ вне зависимости от религиозной ориентации, охотно вяжет себе на запястье красную нить. Такова традиция. Скорее всего - языческая, когда красная нить на запястье считалась оберегом. И тут словно из под земли вырастают лихие "разводилы" от иудаизма, выманивая у наивных туристов мелкие или же крупные суммы на "нужды Всевышнего".

 Дорогие гости Израиля, будьте бдительны и не реагируйте на их приставания! Эти нити все равно не побелеют, а разводил можно отвадить короткой фразой "Лех ле Азазел!", что на современном иврите значит попросту "Пошел к черту!"  Именно таким напутствием первосвященник провожал козла "отпущения" в его последнее путешествие...